Альтернативные пути инвестирования

Любой мало-мальски финансово грамотный человек знает: деньги должны работать. Поэтому, если есть свободные средства, их надо инвестировать. Особенно актуально это в кризис, когда деньги обесцениваются.

«В период кризиса наиболее популярной инвестиционной идеей традиционно является покупка резервных активов, таких как доллар США, швейцарский франк, японская иена и золото, – перечисляет президент финансовой компании Grand Capital Станислав Ванеев. – Из данного списка в разный период выбираются активы с точки зрения их перспективности и рисков падения. В последнее время в качестве таких перспективных активов мы рассматривали доллар и швейцарский франк, золото может быть включено в список в случае сохранения позитивного тренда в течение месяца. Что касается японской иены, мы не рассматривали ее как перспективный актив из-за политики Банка Японии, предусматривающей в том числе девальвацию национальной валюты».

Но всегда находятся люди, желающие рискнуть деньгами. Яркий тому пример – инвестирование в современное искусство. О том, что сейчас можно считать искусством, а что – нет, искусствоведы спорят до хрипоты. Можно ли считать произведением искусства золоченую статую Майкла Джексона? Кто-то скажет, что нет: ну скульптура, ну с позолотой, ну поп-звезда. А тем временем созданная в 1988 г. Джеффом Кунсом позолоченная статуя Майкла Джексона (Michael Jackson and Bubbles) в натуральную величину три года спустя была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке более чем за $5 млн.

Еще одна интересная тенденция последних лет – вложения в винные коллекции. «Пик моды на инвестирование в винные коллекции пришелся на 2009–2011 гг., – говорит управляющий директор Arbat Capital Александр Орлов. – Сейчас эксперты советуют относиться к таким вложениям с осторожностью, так как с рынка ушел спрос из развивающихся стран из-за экономических проблем и борьбы с коррупцией в Китае. Если уже имеется подходящее для длительного хранения вина помещение, можно закупить только что разлитое по бочкам хорошее вино от производителя и затем, спустя лет десять, с выгодой его перепродать, заработав 5–10% годовых в долларах».

Если нет охоты прибегать к более или менее проверенным инвестициям, эксперты рекомендуют инвестировать в себя. Рисковые инвесторы существенно расширили понимание «инвестирования в себя». Так, компания Odyssey Marine предлагает вкладываться в подводные путешествия с целью поиска клада. В худшем случае обладатель свободных капиталов потратит их на увлекательное путешествие и незабываемые эмоции, в лучшем случае найдет что-то, что поможет окупить расходы и заработать.

Коллекционер денег

Лучше денег могут быть только деньги: бумажные, старинные, редкие и хорошей сохранности. Коллекционеры бумажных денег тоже делятся на две категории: первые увлечены процессом коллекционирования, вторые – инвестициями.

«Если собирать инвестиционно значимую коллекцию с умом, прогадать почти невозможно, – говорит владелец аукционного дома «Знакъ» Илья Горянов. – Есть основные правила: покупать редкие боны в хорошей сохранности на зарекомендовавших себя аукционах. И пользоваться услугами экспертов».

По словам Ильи Горянова, на бумажные деньги тоже бывает мода. Например, сейчас мода на советские купюры. За последние пять лет цены на них выросли на 300%. Но не стоит надеяться, что случайно найденный в старых книжках «червонец» принесет огромную прибыль. Советские деньги в моде, но они недорогие, так как тиражи купюр были высокие и, следовательно, большой редкостью не являются. Вторая по популярности тема для коллекционеров бон – купюры царской России. Самая дорогая купюра времен Николая II стоит около 100 000 руб. – последний император печатал много денег, а вот купюры, выпущенные при Екатерине II или Павле I, могут стоить миллионы рублей.

Заработать можно и на современных деньгах. «Для каждой купюры, находящейся в обращении, существует так называемый образец, – рассказывает Илья Горянов. – Это купюра с номером 00000, красным на ней отпечатано слово «образец». Их рассылают по банкам, чтобы работающие с наличными сотрудники могли сравнивать купюры и выявлять совсем уж очевидные подделки. Таких образцов высылается по одному комплекту на банк. Имеется в виду на один банк, а не на каждое отделение. Сейчас каким-то легальным образом получить в частное пользование такой образец нельзя, но все равно время от времени они всплывают в частных коллекциях. Образец современной тысячной купюры стоит порядка 200 000 руб. Обычно в таких коллекциях образцы соседствуют с находящимися в обращении купюрами».

С успехом инвестировать можно даже в поддельные купюры. Но не в те, что мастерятся с целью обмана коллекционеров бон, а в те, что в старые времена «рисовали» мошенники для бытовых нужд. Такие коллекции, по оценке Ильи Горянова, растут в стоимости примерно на 10% в год.

Недавно в России появилась компания ZGrade, занимающаяся сертификацией бон. На Западе это давно принято, и сертифицированные боны стоят на 30–50% дороже несертифицированных. Однако надо помнить, что продать коллекцию можно будет только на территории РФ, выставить ее на зарубежный аукцион легальным способом не получится. 

В мире коллекционеров ходит известный анекдот о том, как в конце 1990-х владелец коллекции в обход закона и предложений соотечественников выставил свое собрание бон на зарубежный аукцион. Помогла ему в том пара предприимчивых дилеров, организовавших затем скупку всех лотов по стартовой цене. В результате коллекция, за которую на родине предлагали примерно $300 000, ушла за $100 000. Но эта печальная история, скорее, результат глупой жадности, чем плохих инвестиций. 

Далеко не уедешь 

«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения!» – утверждал Остап Бендер. Современные коллекционеры ретро-автомобилей с литературным героем в корне не согласны. Если уж инвестировать в старинное авто, то это должна быть именно роскошь, передвигаться на таком не стоит, да и, скорее всего, не получится.

«Коллекционеры ретро-автомобилей делятся на две группы, – рассказывает директор Музея ретро-автомобилей на Рогожском валу и владелец коллекции советских авто Дмитрий Октябрьский. – Первые собирают коллекцию по одному им важному принципу – например, модели определенного года выпуска, или цвета, или страны, и т.п. В такие коллекции попадают разные по стоимости автомобили, и интерес они представляют в основном только для самого коллекционера. Вторые собирают уникальные автомобили – машины, вышедшие ограниченным тиражом, или принадлежащие известным личностям, или просто очень редкие. Вот тут можно говорить об инвестиционной привлекательности, ведь продажа такого экспоната приносит большие деньги. Но все совсем не так радужно».

Если душа требует инвестиций в ретро-автомобили (это машины старше сорока лет), то, по оценкам специалистов, нужно иметь около $100 000 свободных денег. С этой суммой стоит присматриваться к европейским и американским аукционам, именно там можно купить действительно ценный автомобиль для коллекции. «В России, во-первых, нет как такового рынка ретро-авто, как минимум потому, что до середины 1990-х не было и рынка автомобилей. Машина была роскошью, марок выпускалось немного, – поясняет Дмитрий Октябрьский. – Во-вторых, продающиеся в РФ ретро-автомобили стоят в два-три раза дороже, чем в Европе и США». Виноваты в этом отнюдь не жадные продавцы, а таможенное законодательство. Дело в том, что антикварная машина на границе растамаживается как обыкновенный автомобиль, на цену влияет в том числе и объем двигателя. Вот и получается, что на российском рынке продаются Cadillac DeVille 1959 г. выпуска почти за $120 000 или Packard Twelve 1937 г. за $488 000. 

«Можно на таможне заявить ретро-автомобиль как культурную ценность, – добавляет Дмитрий Октябрьский. – Но тогда ездить на нем можно будет только по гаражу. Номера и ПТС получить будет нельзя». 

«Получается, что просто купить автомобиль, чтобы потом с успехом перепродать, – идея, почти стопроцентно обреченная на провал, – рассуждает Дмитрий Октябрьский. – С покупкой авто траты не прекращаются, а продать его дороже, чем оно было приобретено, можно лишь при условии, что найдется коллекционер, готовый выложить требуемую сумму. Конечно, есть такие экземпляры, продажи которых с замиранием сердца ждут серьезные коллекционеры всего мира. Кстати, в России в частных коллекциях такие авто тоже встречаются. Но чаще всего удачная продажа зависит больше от выбранного момента и стечения обстоятельств. Профессиональные коллекционеры зарабатывать на ретро-автомобилях не пытаются. Средства на дорогостоящее хобби зарабатываются на основной работе». Одним из коллекционеров ретро-автомобилей, как недавно выяснилось, был экс-президент Украины Виктор Янукович. Политик собирал автомобили советского периода, но есть в его коллекции и несколько зарубежных экземпляров. Еще одна серьезная коллекция, ставшая основой музея, принадлежит бизнесмену (владеет несколькими ресторанами, предприятиями по лесозаготовке и деревообработке, а также туркомпанией, специализирующейся на мужских видах отдыха) Вадиму Задорожному. 

Еще менее инвестиционно привлекательны автомобили советского производства. «За 50 000 руб. можно купить старую «Победу», – говорит создатель клуба любителей ретро-автомобилей в Санкт-Петербурге Андрей Хухляков. – Но ценность представляет только автомобиль с «родными» деталями, покупка которых может обойтись в миллион. Кто потом купит такой автомобиль за те деньги, которые он будет стоить? Только олигарх ради своего каприза. Понятно, что это единичный случай».

Спаси и сохрани!

В кризисные времена людям свойственно обращаться к религии, и не только в высокодуховных целях. В предметы культа иногда можно не без выгоды инвестировать. Одна из самых крупных частных коллекций икон принадлежит заместителю директора и одному из создателей Московской страховой компании Михаилу Абрамову. По оценкам разных экспертов, стоимость коллекции икон Абрамова составляет несколько сотен тысяч долларов. Однако бизнесмен зарабатывать на иконах не планирует, наоборот, называет свое собрание «антиинвестиционным проектом». Михаил Абрамов покупает иконы на зарубежных аукционах и выставляет их в своем Музее русской иконы. «Иконы считаются национальным достоянием, – говорит он. – Вывозить их нельзя, а ввозить можно сколько угодно. Но никто не ввозит, дураков нет. Так что моя деятельность – она как бы антиинвестиционная. Я возвращаю их сюда, чтобы ни у кого, и у меня в том числе, не было возможности их продать. Музей бесплатный, приходите, смотрите, восхищайтесь».

Однако инвестировать в иконы можно, ведь успешно продать интересный экземпляр возможно и в России, особенно сейчас, когда воцерковленность в моде, а церковь обласкана светскими властями. Как и другие произведения искусства, при инвестировании на длительные сроки иконы могут показать рост стоимости на уровне 10–15% в год. Антикварную икону можно купить на аукционах и в антикварных лавках. Так, в магазине «Оранта» старинные иконы продаются в ценовом диапазоне от 16 000 руб. до 5 млн руб. Кстати, возраст иконы не всегда определяет ее стоимость. Так, икона Св. Стефана Савваита 1775 г. в «Оранте» стоит 380 000 руб., а икона «Рождество Христово» конца XVIII века – 780 000 руб. 

Но во времена финансового кризиса рынок иконописи в России, по оценкам экспертов, стал сложным и малопредсказуемым. «Продажа предметов культа и в спокойные времена могла быть делом неспокойным, ведь зачастую смешиваются финансовые интересы с вопросами веры, – сказал «Ко» один из московских дилеров на условиях анонимности. – В кризис рынок икон и вовсе стал непрозрачным».

Рассматривать икону исключительно как инвестицию знатоки все-таки не советуют. «Икона в первую очередь является святыней, – говорит Павел Соловьев, эксперт аукционного дома «Гелос». – Если относиться к ней только как к предмету инвестирования, то следует быть готовым к тому, что могут возникнуть трудности с реализацией в отдельные экономические периоды (как и с реализацией любого другого предмета инвестирования). Все зависит от экономической ситуации в той географии, где планируется реализация: в какие-то периоды можно выгодно перепродать (сразу или спустя некоторое время), в другие (при необходимости продажи) можно и потерять часть вложенных средств. Большую роль играет также профессионализм покупателя или его консультантов».

Впрочем, желающие и верующие доверить деньги «божьему» при желании могут. Уж если не заработают, то, скорее всего, сохранят. А там как Бог даст.